назад
БАНК ВТБ (ПАО)
БАНК ВТБ (ПАО)
Банки

О компании

Универсальный коммерческий банк, занимающий второе место по величине активов в России после Сбера.

Основные направления бизнеса ВТБ

Компания является крупнейшим инвестиционным банком и вторым корпоративным банком в России. Доля на рынке кредитования юридических лиц в стране - 16%, на рынке кредитования физ. лиц 18%.

Основной источник доходов банка - чистый процентный доход, другими словами – разница между полученными процентными выплатами по кредитам, приобретенным облигациям и процентными платежами по депозитам денежным ресурсам, которые банк привлек в виде депозитов, кредитов, облигаций. Доля кредитов с просроченной задолженностью более 90 дней составляет 4%, объем - почти 600 млрд рублей. Однако на случай невыплаты у банка припасено в полтора раза больше денег.

В группе ВТБ работают 76 тысяч человек, 5 тысяч из которых - IT-специалисты.

✽ ✽ ✽
Деятельность ВТБ подразделяется на три сегмента: 1. Корпоративно-инвестиционный бизнес, обслуживающий крупные компании и предприятия (активы - 10 трлн рублей) 2. Кредитование среднего и малого бизнеса (активы 2,5 трлн рублей). 3. Розничный бизнес, который занимается выдачей ипотеки, потребительских кредитов и прочих мелких займов (Активы 6,5 трлн рублей). Работает с физлицами, в том числе - с индивидуальными предпринимателями.
✽ ✽ ✽

В активах преобладают кредиты компаниям (45%) и населению (22%), портфель ценных бумаг составляет 11% активов. Основные источники для формирования активов - депозиты юридических (47% обязательств банка) и физических лиц (34%).

В портфеле корпоративных кредитов 60% приходится на кредиты компаниям из сферы строительства (19%), добычи нефти и газа (15%), металлургии (12%), транспорта (9%), торговли и коммерции (6%). В портфеле кредитов физлицам превалирует ипотека (54%), следом идут потребительские кредиты (40%), автокредиты (3%) и прочее (3%).

Также группа ВТБ владеет акциями ПИК ( 20%), “Первого канала” (33%), Санкт-Петербургской биржи (10%), зернового холдинга “Деметра-Холдинг” (45%), Почта Банка (50% без одной акции) и долями в других компаниях.

Стратегическими партнерами ВТБ являются застройщики (Capital Group, ГК Пионер, РГ-Девелопмент, Аквилон Инвест, “Отрада Девелопмент”, Орелстрой, Жилкапинвест, СК “Жупиков”), а также агентства недвижимости (НДВ Супермаркет Недвижимости, Агентство "Петербургская недвижимость", “Лагуна”).

Заголовок 2

Заголовок 3

Жирный

47% - “Агентству по страхованию вкладов”, 33% - Министерству финансов РФ, 12% - Росимуществу, 8% - находятся в свободном обращении (free-float). Таким образом банк ВТБ на 92% принадлежит государству.

История

История ВТБ началась в 1990 году, когда Госбанк и Минфин РСФСР учредили Банк внешней торговли РФ.

В 2004 г. ВТБ приобрел Гута‑банк, в 2005 г. запустил на его основе специализированный розничный банк Внешторгбанк 24.

В 2006-м Внешторгбанк и Внешторгбанк 24 были переименованы в ВТБ и ВТБ-24.

В 2007 г. ВТБ первым российским банком, осуществившим IPO. При размещении акции стоили 14 копеек за штуку. Банк привлек 8 млрд долларов, среди акционеров были 120 тысяч россиян.

Следующие годы банк активно расширялся: в 2011-м купил 95% акций Банка Москвы, в 2018-м - присоединил ВТБ-24, банки Возрождение и Саровбизнесбанк.

В 2016 году совместно с Почтой России ВТБ создал Почта Банк.

В 2022-м ВТБ банк попал под блокирующие санкции США, Евросоюза, Великобритании.

Конкурентные преимущества

  1. ВТБ входит в список системно значимых банков России. Обычно у населения выше доверие к известным банкам с лидирующими позициями на рынке
  2. При необходимости банк с высокой вероятностью может получить поддержку акционеров и государства
  3. Для крупных банков действует “сетевой эффект” - чем больше компаний банк обслуживает, тем больше клиентов-физлиц они ему приведут.

Риски компании

  • Введение новых санкций, в том числе против компаний-заемщиков ВТБ
  • Снижение доходов россиян. Как следствие - рост просроченной задолженности и снижение спроса на кредиты.
  • Возможные убытки от непрофильных активов
  • Риски информационной безопасности, при эмиграции качественных IT-кадров
  • Рост конкуренции, особенно со стороны банков, не попавших под санкции.

Интересные факты

У ВТБ 16 миллионов розничных клиентов, и 16 тысяч банкоматов. Аккурат по банкомату на каждую тысячу человек.

Банк активно поддерживает спорт, культуру, детские больницы

Клиентами банка являются Ростелеком, ПИК, Setl Group, “Первый канал”, агрокорпорация “БИО-ТОН”, “Вертолеты России”, ГК «Океанрыбфлот» и другие компании.

Рекламный баннер