назад
РЖД
Тестирование сектора
Российские железные дороги – монопольный оператор железных дорог в стране. РЖД – непубличная компания, которая полностью принадлежит государству.
Протяженность железных дорог - 85 тысяч км, из них электрифицирована половина. 60% составляют пути на переменном токе, 40% на постоянном.
Структура выручки
- 80% – грузовые перевозки – главный сегмент для компании. В основном она перевозит сырьевые товары: их доля в грузообороте РЖД 65%. Тарифы на перевозку грузов ограничивает государство. Сейчас они рассчитываются так: что везешь – за то и платишь по фиксированным ценам: за тонну муки, к примеру, больше, а за тонну щебня - меньше. Из 1 млн грузовых вагонов, которые используют ж/д сеть - только 150 тысяч принадлежат РЖД, остальными владеют частные компании.
- 10% – пассажирские перевозки обеспечивают РЖД. По сути, этот сегмент для компании убыточный, но выполняет социальную функцию и субсидируется государством. Пассажирский парк состоит из 17 тысяч вагонов. РЖД не занимается пригородными пассажирскими перевозками. Это задача отдельных пригородных пассажирских компаний (ППК), акционеры которых – частные инвесторы, органы власти и РЖД.
- 10% – логистические и прочие услуги.
Инвестиционные проекты
С общим денежным потоком у РЖД не все гладко: компания постоянно в минусе, потому что занимается масштабными стройками, обновляет пути, модернизирует вагоны. Инвестиции на это в полтора раза превышают операционную прибыль компании.
На эти цели РЖД берет кредиты, выпускает облигации. А еще компании помогает государство: объем господдержки достигает половину операционного денежного потока компании.
Крупнейшие проекты компании:
- Восточный полигон – это реконструкция Транссиба и БАМа;
- Высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург, по которой будут ходить только Сапсаны со скоростью до 400 км/ч;
- Строительство железнодорожной инфраструктуры в Москве – МЦД, МЦК;
- Северный широтный ход – дорога на Ямал, которая позволит активно осваивать регион.